Каждый из нас свободен. И свободен до такой степени, что в каждый момент может лишить себя жизни. Эта возможность, конечно, пугает большинство из нас и многие, может, скажут, что об этом не стоит и говорить, что, что это тут психолог, который призван помогать людям, говорит о такой возможности. Но эта возможность есть и даже если мы не будем о ней говорить, она никуда не денется.
Если психоанализ был, прежде всего, основан на лечении истерии, индивидуальная психология на нахождении себя в мире семьи, то логотерапия и экзистенцанализ зарождались, когда их основатель Виктор Франкл работал над предотвращением самоубийств среди молодежи, а затем отчаянно боролся за собственную жизнь в нечеловеческих условиях нацистского концлагеря.
Франкл говорил со своими пациентами о смысле, об их будущем и эти разговоры очень хорошо помогали, ведь за время его работы не было зафиксировано ни одного случая самоубийства. Позже Франкл писал, что свобода — это только негативный аспект ответственности и Статуя свободы на Восточном берегу США должна быть дополнена Статуей ответственности на Западном.
Потому что каждый из нас не только свободен, но и ответственен. Свободен ровно в тех рамках, в каких ответственен. И если, как писал Камю, нет более важной философской проблемы, чем проблема самоубийства, то куда интересней, на мой взгляд, заниматься тем, почему человек, полностью осознавая возможность самоубийства, продолжает жить.
Если раньше у большинства населения планеты были строгие запрещения на самоубийство, то сейчас все больше и больше людей становятся свободны от этих блоков и сами становятся ответственны за свою жизнь. Может быть именно поэтому в этом году ВОЗ решил посвятить День психического здоровья — с которым я каждого с небольшим опозданием поздравляю — проблеме предотвращения самоубийств. Кому как не экзистенцаналитикам откликнуться на предложение ВОЗ обратить внимание, прежде всего, на эту проблему.
Феноменологически мне кажется, что самоубийство есть решение полностью закрыться от мира, порвать связь, как с тем, что приходит ко мне изнутри, так и с тем, что приходит ко мне извне. Это установка полной закрытости.
Если Вы чувствуете, что с кем-то из ваших родных, близких или друзей что-то не так, если он или она закрываются от мира, все меньше говорят с Вами, то не бойтесь заговорить с ними на эту нелегкую тему. Разговор о ней не пошатнет их уверенность продолжать жить, но может помочь, если эта уверенность уже пошатнулась, может помочь более глубоко прочувствовать свои ценности, прояснить свои смыслы. Если же Вы чувствуете неуверенность и после разговора, то попросите его обратиться к специалисту. Помните, что опасность самоубийства велика не только в начале депрессии, но и в конце, когда у человека появляется больше сил для его воплощения. Понимаю, что многие часто манипулируют намерениями совершить самоубийство, но если Вы чувствуете, что такая возможность есть, то необходимо принять ее всерьез.
Небольшая Статуя ответсвенности уже стоит в Юте и американцы планируют построить очень похожий гигантский монумент в одном из городов Западного побережья. Мне очень нравится, что на этой статуе изображено рукопожатие, символ диалога, открытости и связности.
Свободный человек часто думает, что он один, как и изображено на Статуе свободы, ответственный же чувствует диалог и встречу, как с другими людьми, так и с самим собой и потому продолжает протягивать руку миру, что изображено на Статуе ответственности.
Я очень хорошо по собственному опыту понимаю, какого это, когда ты не чувствуешь ничьей руки, когда кажется, что протягивать руку не имеет никакого смысла, когда кажется, что никто никогда не протянет руку взамен. И потому, когда многие экзистенцаналитики и поэты — Пауль Целан сравнивал стихотворение с протянутой рукой — протянули руку мне, я протягиваю сейчас свою руку каждому, кто этого захочет.